Главная / Статьи / Расчет платы НВОС

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду

Вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны все организации, деятельность которых связана с выделением загрязняющих веществ (выбросов, сбросов, образованием отходов)

Почему нужно платить?

В соответствии с законодательством РФ (ст. 16 Федерального Закона РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Как и сколько нужно платить?

Это определено Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». На основании указанного Постановления разработаны Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утв. Минприроды РФ 26 января 1993 г.). Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления установлены по видам класса опасности отходов. Ставки платы согласно постановлению № 344 установлены — в рублях за единицу измерения загрязняющего вещества. Причем эти ставки могут быть базовыми или дифференцированными.

Предусмотрено два вида базовых ставок (базовых нормативов) платы:

  • за вредное воздействие в пределах установленных допустимых нормативов выбросов;
  • за вредное воздействие в пределах установленных лимитов выбросов.

Базовые нормативы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности для окружающей природы и здоровья населения.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие такие экологические факторы, как природно-климатические особенности территорий и значимость природных и социально-культурных объектов. Эти коэффициенты указаны в приложении № 2 к постановлению № 344.

Сроки перечисления платы установлены ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557).

Кто должен платить?

Согласно Методическим указаниям, плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц, и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации.

Плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;
  • размещение отходов.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) к отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению. Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Порядок расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду

При расчете платы ставка платы умножается на величину соответствующего вида загрязнения (с учетом коэффициентов), а затем полученные показатели суммируются по всем видам загрязнений. Плата за сверхлимитные размеры выбросов (сбросов) загрязняющих веществ или объемы размещаемых отходов, взимается с пятикратным повышающим коэффициентом. Нужно понимать, что если у природопользователя нет оформленного в установленном порядке разрешения на выброс (сброс) загрязняющих веществ, размещение отходов, тогда вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная Правила расчета платы содержатся в пунктах 3—6 Порядка.

Исключение составляют предприятия и организации, отнесенные к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Письмом от 13 июля 2015 г. № 12-47/16251 Минприроды России напоминает, что с 1 июля 2009 г. субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, не требуется разрабатывать и представлять в уполномоченные органы, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Для указанных субъектов лимитами на размещение являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).

При этом Министерство, фактически, указывает, что приведенный порядок установления лимитов на размещение отходов применяется как к отходам, образуемых субъектами малого и среднего предпринимательства, так и к отходам, принимаемым указанными лицами от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Также Минприроды России уведомляет, что плата за размещение отходов в пределах показателей, указанных в отчетности, исчисляется, как за размещение отходов в пределах лимитов.

Расчет представляется плательщиком в одном экземпляре в территориальное Управление Росприроднадзора не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Расчеты могут быть предоставлены в Управление на бумажном носителе лично или почтовым отправлением, в электронном виде с использованием ЭЦП.

Расчет, представляемый на бумажном носителе должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью. Расчет платы направляется с сопроводительным письмом, содержащим перечень приложений.

Ответственность за неуплату и несвоевременную уплату

По статье 8.41 КоАП РФ за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду должностным лицам грозит штраф от 3000 до 6000 руб., а организации — от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб.

Специалисты компании doc-e помогут вам составить расчеты платы НВОС. Исходными данными для составления отчета служат первичные бухгалтерские документы и справки (например, справка 4-топливо (либо просто справка о количестве израсходованного топлива по видам), акты вывоза ТБО и справки о сдаче других видов отходов). Если у вас остались вопросы о составлении отчета НВОС позвоните нам и мы с удовольствием проконсультируем вас.

Как расчитать НВОС оптимальным способом?

Оставайтесь с нами
;